Скорочтение – как проверить скорость чтения у ребенка?

скорочтение

      Мы с Вами продолжаем знакомиться с таким интересным занятием, как Скорочтение.  В этой статье мы поговорим о скорости чтения как таковой. Ответим на распространенные вопросы, расскажем как проверить скорость чтения у ребенка и дадим много упражнений для увеличения скорости чтения. 

    Начало цикла статей, где мы разбираем откуда появился такой предмет как Скорочтение, полезный он или вредный, какие навыки он тренирует у детей и взрослых, Вы можете прочитать тут.

Содержание

Как проверить скорость чтения? 

    Все мы помним, как в школе у нас каждый год проверяли скорость чтения. Даже в этом простом занятии существуют свои нормы и правила. Но они совсем не сложные.

    Обычно скорость чтения измеряется в количестве слов, которые человек прочитал за единицу времени. В данном случае, за одну минуту. 

    Казалось бы что проще, засекай время – читай – считай и вот результат. Но….

  • Важно настроить секундомер или использовать песочные часы на 1 минуту. И запустить время с первым словом чтеца.
  • Объясните ребенку, что читать следует четко, но быстро.
  • Не пропускать слова, читать их нужно правильно.
  • Не перечитывать предложения и слова (теряется время).

Совсем не сложно, правда? 

ВАЖНО! Для контроля скорости чтения у детей выбирайте не сложные тексы подходящие ребенку по возрасту. Выбирайте незнакомые тексты, которые ребенок ещё не читал и тогда результат будет максимально объективным. Не перебивайте и не исправляйте ребенка во время чтения, все замечания обсудите после. Для 1-2 класса лучше засекать по 2 минуты, а потом делить количество слов пополам. Так как не все дети одинаково быстро включаются в процесс.

Нормы ФГОС по скорости чтения и техника чтения

Нормы техники чтения для детей складываются из разных параметров, например техники чтения.

Давайте рассмотрим разные техники чтения:

  • Скорость чтения – это способность человека прочитать определенное количество слов в единицу времени. Очень часто родители сосредотачиваются именно на этом понятии, но это не правильно. Важно учитывать все.
  • Осознанность чтения – понимание прочитанного и способность рассказать своими словами смысл текста. Это очень важный параметр, даже важнее скорости.
  • Способ чтения может быть разным. Это чтение по слогам, плавное сливание слогов в слова и чтение слова целиком. 
  • Правильность чтения, как и осознанность играют важную роль в обучении ребенка. Прежде чем стремиться к скорости нужно отработать этот навык. Важно не путать слова и не изменять окончания. 
  • Выразительность чтения это использование при чтении пауз, звуковых выделений и ударений. 

    Теперь, когда стало понятно что же нам требовать от ребенка и как его правильно оценить, давайте вернемся к нормам скорости чтения.

    Нормы ФГОС определяет желательную скорость чтения у детей младшей школы. Они помогают определить происходит ли развитие навыка успешно или стоит уделить ему дополнительное внимание. Нормативы – ориентировочные величины и важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.

Нормы скорости чтения в 1 классе

Нормы скорости чтения во 2 классе

Нормы скорости чтения в 3 классе

Нормы скорости чтения в 4 классе

К окончанию начальной школы ребенок должен стремиться читать 120 – 130 слов в минуту.

Как правильно считать слова при чтении на скорость?

Посчитать слова прочитанные за минуту не так сложно, достаточно следовать этим правилам:

  • предлоги, союзы, частицы из 1 – 2 букв считаются как одно слово
  • при переносе слово считается как 2 слова (первая и вторая его часть)
  • если слово пишется через дефис, то обратите внимание на написание этого слова. Если по обе части слова из трёх и более букв, то считается как 2 слова, если меньше – как одно (например, как – то)

Тексты для проверки скорости чтения 

Текст №1

 

Текст 1


Пониже птиц, над всякими цветами – и зонтичными, и крестоцветными, и самыми невидными, как скажем, подорожник, – летали ворсистые шмели, пчёлы и стрекозы. Шмели не обращали на Петю внимания, а стрекозы останавливались в воздухе и, постреливая крылышками, рассматривали его выпуклыми глазищами, будто подумывали: ударить ли его в лоб со всего налёта, пугнуть с берега или не стоит с таким маленьким связываться? И в воде тоже было хорошо. Смотришь на неё с берега – и так подмывает нырнуть и поглядеть: что там, в глубокой глубине, где качаются водоросли? И всё чудится, что ползёт по дну рак величиной с бабкино корыто, растопырил клешни, а рыбы пятятся от него, помахивают хвостами. Постепенно и звери и птицы привыкли к Пете и, бывало, прислушивались по утрам: когда же запоёт за кустами его рожок? Сначала они привыкли к Пете, а потом полюбили его за то, что не озоровал: не сбивал палками гнёзд, не связывал стрекоз за лапки ниткой, не швырял в бобров камнями и не травил рыбу едкой известью. Деревья тихонько шумели навстречу Пете – помнили, что ни разу он не сгибал, как другие мальчишки, тоненьких осинок до самой земли, чтобы полюбоваться, как они, выпрямившись, долго дрожат от боли и шелестят – жалуются листьями.

 

1. Кто летал «пониже птиц» над всякими цветами?

а) шмели, пчёлы и стрекозы

б) комары да мошки

в) божьи коровки

2. Кто рассматривал Петю выпуклыми глазищами?

а) божьи коровки

б) стрекозы

в) птицы

3. Что Пете чудится на дне реки?

а) что по дну ползёт рак

б) что по дну ползёт змея

в) сокровище

4. За что полюбили звери и птицы Петю?

а) за то, что он поёт

б) за то, что он хулиганит

в) за то, что он не озорничает

5. Что тихонько шумело навстречу Пете?

а) река

б) цветы

в) деревья

 

 

Текст №2

 

Мы принесли из сарая ящик, насыпали его доверху землей и пересадили в него маленькую берёзу. Ящик поставили в самой светлой и тёплой комнате у окна, и через день опустившиеся ветки берёзы поднялись, вся она повеселела, и даже листья у неё уже шумели, когда сквозной ветер врывался в комнату и в сердцах хлопал дверью. В саду поселилась осень, но листья нашей берёзы оставались зелёными и живыми. Горели тёмным пурпуром клёны, порозовел бересклет, ссыхался дикий виноград на беседке. Даже кое-где на берёзах в саду появились жёлтые пряди как первая седина у ещё нестарого человека. Но берёза в комнате, казалась, всё молодела. Мы не замечали у неё никаких признаков увядания. Как-то ночью пришёл первый заморозок. Он надышал холодом на стёкла в доме, и они запотели, посыпал зернистым инеем крыши, захрустел под ногами. Одни только звёзды как будто обрадовались первому морозу и сверкали гораздо ярче, чем в тёплые летние ночи. В эту ночь я проснулся от протяжного и приятного звука – пастуший рожок пел в темноте. За окнами едва заметно голубела заря.

 

1. Что принесли из сарая?

А) ящик

Б) сундук

В) банку

2. В какой комнате поставили маленькую берёзу?

А) в чулане

Б) в самой светлой комнате

В) на кухне

3. Через сколько дней поднялись опустившиеся ветки берёзы?

А) через два дня

Б) через 7 дней

В) через день

4. От чего проснулся главный герой в морозную ночь?

А) от сильного холода

Б) от яркого света

В) от звука пастушьего рожка

5. Что сверкало ярче в морозную ночь, чем в тёплую летнюю ночь?

А) роса на листве

Б) звёзды

В) крыши домов

 

 

Текст №3

 

Иногда ночью, просыпаясь, Чайковский слышал, как, потрескивая, пропоёт то одна, то другая половица, как бы вспомнив его дневную музыку и выхватив из неё любимую ноту. Ещё это напоминало оркестр перед увертюрой, когда оркестранты настраивают инструменты. То тут, то там – то на чердаке, то в маленьком зале, то в застеклённой прихожей – кто-то трогал струну. Чайковский сквозь сон улавливал мелодию, но, проснувшись утром, забывал её. Он напрягал память и вздыхал. Как жаль, что ночное трёканье деревянного дома нельзя сейчас проиграть! Проиграть незамысловатую песню пересохшего дерева, оконных стёкол с обвалившейся замазкой, ветра, постучавшего веткой по крыше. Прислушиваясь к ночным звукам, он часто думал, что вот проходит жизнь, а ничего ещё толком не сделано. Всё написанное – только небогатая дань своему народу, друзьям, любимому поэту Александру Сергеевичу Пушкину. Но ещё ни разу ему не удалось передать тот лёгкий восторг, что возникает от зрелища радуги, от ауканья крестьянских девушек в чаще, от самых простых явлений окружающей жизни. Чем проще было то, что он видел, тем труднее оно ложилось на музыку. Как передать хотя бы вчерашний случай, когда он укрылся от проливного дождя в избе у объездчика Тихона.

 

1. Что слышал Чайковский, просыпаясь ночью?

А) как, потрескивая, пропоёт то одна, то другая половица

Б) как, потрескивая, пропоёт то одна, то другая птица

В) как, потрескивая, пропоёт то одна, то другая синица

2. О чём думал Чайковский, прислушиваясь к ночным звукам?

А) что вся жизнь впереди

Б) что проходит жизнь, а ничего ещё толком не сделано

В) что очень хочется спать

3. Кто любимый поэт Чайковского?

А) Бунин

Б) Пушкин

В) Лермонтов

4. В чьей избе укрылся от проливного дождя Чайковский?

А) крестьянской девушки

Б) в своей

В) объездчика Тихона

5. Что, проснувшись утром, забывал Чайковский?

А) свою жизнь

Б) мелодию

В) свой сон

 

 

Текст №4

 

В дупле корявого дерева среди глухого леса поселились две совы – серые неясыти. Ранней весной неясыть – самка снесла прямо на трухлявое дно дупла четыре круглых белых яйца. Совы вылетали из дупла только по ночам, когда все другие птицы спят. Поэтому никто в лесу не знал, где живут эти страшные ночные разбойники. Не знали этого и крошечные корольки с огненно- жёлтыми шапочками на голове. Они долго искали по всему лесу спокойное место для своего гнезда. В конце концов, они выбрали высокую ель как раз рядом с корявым деревом, где прятались совы. В начале лета, когда в дупле вылупились совята, корольки тоже устроили себе гнездо. Высоко над землёй, на самом кончике ветки, они ловко сплели гибкие иглы хвои. Совам казалось снизу, что на широкой еловой лапе перепутались в клубок мелкие веточки. Им и в голову не приходило, что в этом клубке было уютное круглое гнездо из мха, стебельков травы и крепкого конского волоса. Сверху корольки убрали гнездо еловым лишайником, в стенки вплели тонкие паутинки, а внутри выстлали пёрышками; на эту мягкую подстилку самка отложила восемь розовых с бурыми крапинками яичек, величиной с горошину. Не прошло и двух недель, как в гнезде у корольков забарахтались голые малютки.

 

1. Где поселились совы?

А) в гнезде

Б) в дупле корявого дерева

В) в норе

2. Сколько яиц снесла неясыть?

А) одно

Б) два

В) четыре

3. Когда вылетали совы из дупла?

А) ночью

Б) днём

В) утром

4. Какое дерево выбрали для своего гнезда корольки?

А) высокую ель

Б) старый дуб

В) куст смоковницы

5. Чем корольки выстлали гнездо изнутри?

А) конским волосом

Б) еловым лишайником

В) пёрышками

 

 

Текст №5

 

Собака – верный друг человека. Собака – самое разумное, самое понятливое животное. Она помогает человеку в работе. В глухом непроходимом лесу собака лучше всякого опытного проводника чутьём отыскивает дорогу и выводит своего хозяина на верный путь. И сколько ещё разных услуг оказывает она человеку! Есть собаки водолазы, которые вытаскивают людей из воды. Есть пожарные 52собаки, которые приучены спасать на пожарах детей и животных. На севере в некоторых местах даже ездят на собаках. Запрягут в одни сани собак двадцать, и везут они своего хозяина по снежному полю. Есть ещё большие собаки – сенбернары. Собаки эти очень умные. Их научили разыскивать в горах под снегом замерзающих людей. Много людей спасли и спасают они от смерти в снежные метели. Собака крепко привязывается к своему хозяину, дорожит каждой его лаской и прощает его обиды.

(128 слов)

 

  1. Как собака в глухом лесу отыскивает дорогу?
  2. Какие услуги оказывают собаки человеку?
  3. Сколько собак запрягают в сани на севере?
  4. Как сенбернары помогают человеку?

 

 

Текст №6

 

Индейцы взяли в плен молодого англичанина, привязали его к дереву и хотели убить. Старый индеец подошёл и сказал:

– Не убивайте его, а отдайте мне.

Ему отдали пленного. Старый индеец отвязал англичанина, свёл в свой шалаш, накормил и положил ночевать. На другое утро индеец велел англичанину идти за собой. Они шли долго, и когда подошли близко к английскому лагерю, индеец сказал:

– Ваши убили моего сына, я спас тебе жизнь, иди к своим и убивай нас.

Англичанин удивился:

– Зачем ты смеёшься надо мной? Я знаю, что наши убили твоего сына, убивай же меня скорее.

Тогда индеец сказал:

– Когда тебя стали убивать, я вспомнил о своём сыне, и мне стало жаль тебя. Я не смеюсь: иди к своим и убивай нас, если хочешь.

И индеец отпустил англичанина.

 

(127 слов)

 

  1. Кого индейцы взяли в плен и что с ним хотели сделать?
  2. Кто просил за молодого англичанина?
  3. Что сделал старый индеец с ним?
  4. Почему он отпустил англичанина?

 

Текст №7

 

Самая лучшая песня у царя всех певцов – соловья! Соловей прилетает к нам тогда, когда по лесу уже давно распевают на все лады зяблики, дрозды и другие певчие птички. Выберут себе соловушка и его подружка тихое, укромное, тенистое местечко где-нибудь поближе к воде. Совьют себе гнёздышко под развесистым кустом, под которым скопилось много прошлогодней листвы. Они вьют его очень низко над землёй, а иногда и прямо на земле. Густая чаща кустов защищает его так хорошо, что редко-редко когда и удастся увидать соловьиное гнёздышко. В опавшей листве соловьи будут копаться, разыскивая себе корм – разных червей и личинок. В эту пору, по вечерам, когда смолкнут голоса других птиц, соловей взлетает на дерево, неподалёку от гнезда, на котором сидит его подружка, и начинает петь. И долго далеко-далеко несётся по лесу и над рекой его сильная, звонкая песня.

 

(137 слов)

 

  1. Когда прилетает к нам соловей?
  2. Какое место выбирает он для гнезда?
  3. Высоко ли вьёт соловушка гнездо?
  4. Что защищает соловьиное гнёздышко?
  5. Что ищут соловьи в опавшей листве?

 

 

Текст №8

 

Мама пошла с Мишей гулять. Был сильный ветер, и крылья ветряной мельницы быстро вертелись. Миша стал просить:

– Мамочка, пойдём, пожалуйста, на мельницу.

Мама согласилась, и они пошли на мельницу. Внутри мельницы вертелся один камень на другом. Сверху камня был сделан деревянный большой ковш. Мельник насыпал пшеницу в ковш. Из ковша пшеница потихоньку сыпалась в дыру в середине верхнего камня и падала на нижний камень. Верхний камень ходил по нижнему и перетирал пшеницу в белую мелкую муку. Миша долго смотрел, как вертелся мельничный камень, или жернов.

– А кто вертит этот камень? – спросил он.

– Его вертит ветер. Видишь, в середине мельницы вертится огромное, толстое бревно, а наверху лежит другое толстое бревно и тоже вертится. К этому бревну приделаны крылья мельницы. Ветер вертит крылья, крылья вертят бревно, от бревна вертится жернов и перетирает зерно в муку.

 

(134 слова)

 

  1. Что увидели Миша и мама на прогулке?
  2. Что вертелось внутри мельницы?
  3. Куда мельник насыпал зерно?
  4. Как называется мельничный камень?
  5. Кто вертит его?

 

 

Текст №9

 

Худой волк ходил возле деревни и встретил жирную собаку.

– Скажи, собака, откуда вы корм берёте?

– Люди нам дают.

– Верно, вы людям трудную службу служите?

– Нет, наша служба не трудная. Дело наше – по ночам двор стеречь.

– Так только за это вас кормят? – удивился волк. – Это и я бы на вашу службу пошёл, а то волкам трудно корма достать.

– Что ж, иди, – сказала собака. – Хозяин и тебя также кормить станет.

Волк был рад и пошёл с собакой к людям служить. Стал уж волк в ворота входить. Видит он, что у собаки на шее шерсть стёрта. Он спросил:

– А это у тебя, собака, от чего?

– Да так, от цепи. Днём на цепи сижу, так вот цепью и стёрла немного шерсть на шее.

-Ну, так прощай, собака! – сказал волк. – Не пойду к людям жить. Пускай не так жирен буду я, да на воле.

 

(142 слова)

 

  1. Кого встретил волк возле деревни?
  2. Чем интересовался волк у собаки?
  3. Какое решение принял волк?
    Что увидел волк на шее у собаки?
  4. Почему волк не пошёл служить человеку?

 

Текст №10

 

Заяц-русак жил зимою возле деревни. Когда пришла ночь, он поднял одно ухо, послушал. Потом поднял другое, поводил усами, понюхал воздух и сел на задние лапы. Потом он прыгнул раз-другой по глубокому снегу и опять сел на задние лапы и стал оглядываться. Со всех сторон ничего не было видно, кроме снега. Снег лежал волнами и блестел, как сахар. Над головой зайца стоял морозный пар, и сквозь этот пар виднелись яркие звёзды. Зайцу нужно было перейти через большую дорогу. На большой дороге слышно было, как визжали полозья, фыркали лошади, скрипели кресла в санях.

Когда сани проехали, заяц перескочил дорогу. Увидела зайца собачонка. Она залаяла и бросилась за ним. Заяц поскакал по сугробам. Собака завязла в снегу и остановилась. Тогда заяц тоже остановился, посидел на задних лапах и потихоньку пошёл к своей старой норе. Он выбрал местечко повыше, раскопал снег, лёг задом в новую нору, уложил на спине уши и заснул с открытыми глазами.

(155 слов)

  1. Где жил заяц зимой?
  2. С чем сравнивают снег?
  3. Что сделал заяц?
  4. Какую дорогу надо было перейти зайцу?
  5. Кто увидел зайца?
  6. Почему собака не догнала зайца?
  7. Куда пошёл заяц после погони?

 

Текст №11

Бывает часто, что в городах на пожарах остаются дети в домах и их нельзя вытащить, потому что они от испуга прячутся и молчат. А от дыма нельзя их рассмотреть. Для этого в Лондоне приучены собаки. Они с помощью удивительного чутья отыскивают детей. Одна такая собака в Лондоне спасла двенадцать детей. Её звали Боб. Один раз загорелся дом. И когда пожарные приехали к дому, к ним выбежала женщина. Она плакала и говорила, что в доме осталась двухлетняя девочка. Пожарные послали Боба. Боб побежал по лестнице и скрылся в дыму. Через пять минут он выбежал из дома и в зубах за рубашку нёс девочку. Мать бросилась к дочери и плакала от радости, что дочь была жива. Пожарные ласкали собаку и осматривали её – не обгорела ли она. Но Боб рвался опять в дом. Пожарные подумали, что в доме ещё есть что-нибудь живое, и пустили его. Собака побежала в дом и скоро выбежала с чем-то в зубах. Когда люди рассмотрели, что она несла, то расхохотались: она несла большую куклу.

(170 слов)

 

  1. Почему нельзя порой спасти детей во время пожара?
  2. Кто помогает пожарным в Лондоне?
  3. Сколько детей спасла собака Боб?
  4. Кого в этот раз спаса собака?
  5. Что вынесла собака во второй раз?

Упражнения для работы с текстом по методу скорочтения

   Ниже приведены примеры работы с текстом по методам Скорочтения. Выполняя эти простые упражнения ребенок будет читать все быстрее и быстрее. Главное это регулярные занятия по 20-30 минут в день.

 

  1. Секретный текст – возьмите любой текст и закройте строку непрозрачной линейкой так, чтобы над линейкой осталось ровно половина букв от читаемой строки. Таким образом нужно прочитать весь текст. Это упражнение очень хорошо тренирует узнаваемость букв.
  2. Тексты с “дырками” – это тексты в которых пропущены слова. Нужно читая этот текст вставлять слова по смыслу. Это упражнение очень хорошо тренирует внимание и осознанность чтения.
  3. Чтение по ролям очень помогает тем, кто хочет освоить выразительность чтения, осознанность прочитанного.
  4. Составляем рассказ по картинкам. Это упражнение хорошо тренирует воображение и словарный запас, а так же навыки пересказа и сочинительства.
  5. Ещё одно увлекательное упражнение – читать книгу вверх ногами. 

 

Отличных Вам результатов! Все вопросы можно задать в комментариях под статьёй.

Первую статью можно прочитать тут.

Оставьте комментарий

Пролистать наверх