Скорочтение – с чего начать тренировку?

скорочтение

      Мы с Вами продолжаем знакомиться с таким интересным занятием, как Скорочтение. Хотим сразу сказать, что эти занятия подойдут как детям, так и взрослым.

    Начало статьи, где мы разбираем откуда появился такой предмет, полезный он или вредный, какие навыки он тренирует у детей и взрослых, Вы можете прочитать тут.

Содержание

С какого возраста можно учиться Скорочтению?

    Широко известное мнение, что осваивать навык скорочтения можно начинать детям с 14-ти лет. И мы с этим согласны, ведь ребенку раннего возраста важно хорошо освоить навык чтения, понимания прочитанного и возможность рассказать своими словами смысл текста.

    Но, на наш взгляд, все дети индивидуальны и уникальны! У каждого свои возможности, успехи и программа развития, заложенная природой. Если Ваш ребенок умеет читать вслух,  способен за несколько минут прочитать полную страну текста, пересказать его, объяснить свои мысли и чувства касательно этого текста, а так же ответить на вопросы, то Вы смело можете предложить ему заняться Скорочтением.

    Не даром такие занятия предлагают детям от 6 лет. Только пожалуйста, не заставляйте детей заниматься! Это не приведет к хорошим результатам, а только оттолкнет ребенка от желания учиться! Ребенок должен сам хотеть проходить уроки и ему должно это нравится!

6 важных правил перед тем, как приступать к занятиям по Скорочтению

    Когда Вы приняли решение обучать ребенка Скорочтению или учиться сами, Вам необходимо знать и тренировать 6 важных или ключевых навыка. Они не только полезны в жизни, но и являются важной составляющей к лёгкому обучению .

 

  1. Зрительный навык – хорошо проработанное периферическое зрение – один из важных навыков для занятия Скорочтением. Для его тренировки разработан целый комплекс упражнений! С ними мы познакомимся позже.
  2. Концентрация внимания – навык, который важен и в обычной жизни!
  3. Память – ценный навык для  Скорочтения. Хорошая память помогает быстро усваивать информацию из прочитанного текста.
  4. Убираем артикуляцию – избавляемся от привычки проговаривать текст губами, когда читаем про себя.
  5. Умение быстро выделять главную мысль текста. Не рассуждения “на тему…”,  а именно четко и быстро сформулировать то, о чем хотел сказать автор.
  6. Скорость мышления – одна из важных особенностей успешного человека. А тренировки начатые ещё в детском возрасте дают все шансы на успех для взрослого человека!

 

    Помните! Главный секрет овладения навыком быстрого чтения (скорочтения) – регулярные и упорные тренировки!

    Мы перечислили 6 важнейших, на наш взгляд, навыков, которые станут достойным стартом для занятий. Но не переживайте, если у Вас или у ребенка они не развиты достаточно хорошо. Ведь само занятие Скорочтением развивает всё это в процессе обучения.

С чего начать тренировку Скорочтения?

    К любому занятию нужно подходить обдуманно и системно. Именно правильно подобранный план тренировок, а в нашем случае это целый комплекс, помогут достичь стойкого результата. Ниже мы перечислим общий поэтапный план работы и приведем примеры заданий для первых этапов.

    Напоминаем Вам, что это статья одна из цикла статей ” О Скорочтении”. В следующих статьях Вы найдете много упражнений для занятий! Ссылки на статьи будут в конце страницы.

Итак,

  • новичкам, мы советуем начать с тренировки внимания и периферического зрения. Это основа занятий!
  • далее переходим к работе со словами. Существует множество игр, методик и упражнений.
  • параллельно подключаем работу с текстом. Сначала не большие и не сложные тексты, потом тексты увеличиваются, а задания усложняются.
  • на каждом уроке тренируем работу правого и левого полушария. Для этого существует масса заданий, мы покажем Вам несколько примеров ниже. 

    Кстати, если Вы планируете заниматься с ребенком, подключайтесь с ним в процесс обучения им выполняйте задания вместе! Это станет отличным временем проведенным с малышом, а так же Вы будете тренировать и свои навыки!

  • тренируем концентрацию внимания работой с текстом, интересными играми и заданиями.
  • как бы странно это не звучало, но отгадываем загадки! Да, они очень полезны для развития быстрого мышления!
  • следующим этапом начинаем работать с регрессией. О ней мы говорили в первой статье. Кратко – это возвратные, короткие движения глаз. Когда глаза неосознанно возвращаются к прочитанному, как бы убедиться.
  • далее мы начинаем работу с подавлением артикуляции. Это долгий, но важный процесс. Который так же приобретается благодаря тренировкам.

    Не нужно стремиться выполнять все упражнения в один день! Важно составить себе план, который будет чередовать разные задания. Так ребенку и взрослому будет заниматься намного интереснее, а эффект от занятий будет выше. Так же не стоит устраивать моно занятия. Это тоже не хорошо. Старайтесь заниматься не больше часа в день и чередовать работу с текстом, картинками динамичными играми, рисованием и отгадывание загадок. И поверьте, результат не заставит себя ждать!

Таблица Шульте. Что это и как с ней работать?

   Вальтер Шульт – немецкий психиатр и психотерапевт, который разработал эту таблицу для своих исследований свойств внимания. В последствии его разработка стала широко использоваться для тренировок переферического зрения. А позже стала одной из составляющих методики Скорочтения.

    Таблица Шульте – это таблица со случайно расположенными объектами (чаще числами или буквами). Эти таблицы служат для проверки и развития быстроты нахождения этих объектов в определённом порядке. Упражнения с таблицами позволяют улучшить периферическое зрительное восприятие. А это один из ключевых навыков для быстрого чтения!

! Добавить фото примеров таблицы

Работа с таблицей Шульте.

    Ребенок смотрит в центр листа. Голова наклонена над столом, не высоко и не низко. Ровно на том расстоянии, на котором он сидит за столом в обычном положении. Задача – смотреть в центр, не отрываясь и стараться не перемещать глаза по таблице, называть при этом цифры. Вы можете ему их показывать в произвольном порядке или он сам может их называть по порядку. Следите, чтобы ребенок не двигал глазами! Взгляд должен как бы рассеиваться по таблице.

    Упражнение длится 5 – 7 минут. По 1 минуте с перерывами. Во время перерывов ребенку нужно посмотреть вдаль или на зелёный цвет. Так глаза будут расслабляться.

 

Примеры заданий по Скорочтению для начинающих.

   Друзья, мы рассказали Вам много про Скорочтение. Историю его создания, план обучения. Пора приступать к занятиям. Ниже приведены несколько упражнений для начинающих. Конечно не забываем, что на первых этапах очень ВАЖНО работать с таблицей Шульте!

1.  Обводим по линиям объекты двумя руками сразу. Ребенок берет по одному карандашу разных цветов в каждую руку. Ставит их в одно и тоже место на разные рисунки и начинает одновременно обоими руками обводить линии.

    Это упражнение отлично тренирует работу сразу 2х полушарий головного мозга.

 

2. Отгадываем загадки.

Где болот зеленых тина,

Появилась балерина.

На одной ноге она

Простояла дотемна.  

(Цапля)

* * *

Под опавшие листочки

Дружно спрятались грибочки.

Очень хитрые сестрички

Эти желтые …   

(Лисички)

* * * 

Он украшен хохолком

И живет в дупле сухом.

Знает весь лесной народ:

Эту птицу звать…    

(Удод)

* * * 

Не портной, а всегда

С иголками ходит.  

(Ёж)

* * * 

Этот жёлтый плод растет

Там, где лето круглый год.

Он как краешек луны,

Все вы знать его должны.   

(Банан)

3.  Чтение простого текста на скорость.

 Чудесная ёлка

Ребята устроили в лесу праздник для птиц и зверей. Под Новый год они украсили ёлку ягодами. К верхним веткам дети привязали кусочки хлеба. К нижним веткам прикрепили морковку. Под ёлку в снег воткнули кочан капусты. Утром прилетели стайки нарядных птиц. они радостно щебетали, угощались подарками. Вечером под ёлкой около кочана капусты хлопотали два зайца. Они лакомились вкусной капустой и сладкой морковью.

Г.А, Скребицкий, В.В, Чаплина

( 61 слово )

    Дорогие друзья, это была вторая статья из цикла “Скорочтение”, а всего их четыре.

Первую статью можно прочитать тут.

Оставьте комментарий

Пролистать наверх