Скорочтение — это способность быстро воспринимать текстовую информацию при этом используя особые способы и техники чтения.
Содержание
Кто изобрёл методы скорочтения?
Скорочтение – какое современное и популярное сегодня занятие. Всё больше родителей записывают своих детей на кружки, дополнительные уроки, где обучают этому удивительному предмету или навыку. И дети, и взрослые всё больше и больше интересуются этим занятием.
Сегодня мы начинаем цикл статей посвящённых этому предмету – “Просто о скорочтении”. Из этого цикла статей Вы узнаете не только о том, кто его придумал, но и научитесь сами многим упражнениям и с лёгкостью сможете заниматься дома сами!
Многие думают, что это современное веяние и не удивительно. Ведь в наш век дети и взрослые должны знать всё больше, всё раньше и быть ещё умнее. Но, те кто думают о скорочтении так – ошибаются.
Считается, что первый курс по скорочтению был организован в 1925 году! Организовали его в Сиракузском университете в США (Нью-Йорк). А в основе идеи этого курса лежали исследования французского врача-офтальмолога Эмиля Жаваля. Он в 1878 году обнаружил, что глаза совершают короткие движения (скачки) с короткими остановками (фиксации). Во время чтения одной строки глаза останавливаются 3—4 раза, а не на каждом знаке. Исследование показало, что поле зрения человека шире, чем считалось ранее. А уже в 1894 году в печатных изданиях появились статьи о преимуществах скорочтения. Затем, с распространением массового образования интерес к нему усиливался.
Следует сказать о том, что в те времена методики обучения скорочтению были совершенно другие, в отличие от современных. Существовали даже аппаратные методы (1940 года), но они не давали стойкого результата, хотя и показывали быстрый эффект.
А в 1958 году появился новый способ «Динамического чтения», разработанный учительницей Эвелин Вуд. Вуд обнаружила, что если взгляд следует за движущимся пальцем, то чем резче движения, тем быстрее двигаются глаза, выхватывая инфрмацию. Она стала противником горизонтального чтения и создала школу динамического чтения.
В советское время в нашей стране скорочтение в научных изданиях упоминалось раньше, чем в Америке, но потребность в нем возникла только после 1960 года, в связи с индустриальным и техническим прогрессом.
Скорочтение - полезно или вредно?
Отношение к скорочтению часто неоднозначное. Для кого-то эта методика почти что гениальное изобретение и становится настоящей палочкой-выручалочкой в повседневной жизни. Другие же относятся к нему как к ненужному и бессмысленному занятию считая, что читать нужно в комфортном для него темпе, а кто то вообще считает, что скорочтение это вредно! Что приобретая навык скорочтения человек не усваивает информацию на 100% и теряет смысл и понимание деталий текста.
Мы считаем, что скорочтение скорее полезное занятие, чем вредное. Но, как и в любом деле тут важно не переусердствовать, важен баланс. Давайте же разберемся с разными точками зрения и взвесим все “за” и “против”.
“Скорочтение ненужное занятие, читать нужно комфортно” – одно из убеждений и кто бы мог с этим поспорить, да и зачем… Тут, как говориться, каждый выбирает то, что ему полезно и то, что ему нужно. В этом случае мы не считаем, что должны в чём то переубеждать Вас.
“Скорочтение – вредит восприятию информации” – а с этим убеждением мы бы поспорили. Дело в том, что методика скорочтения включает в себя комплекс упражнений (занятий) на развитие целого ряда полезных навыков у человека. И даже, если Вы будете заниматься скорочтением всего год, Вы уже станете на порядок выше тех, кто этого не делал. Дело в том, что упражнения на уроках скорочтения тренируют память, внимание, зрение, работу правого и левого полушарий головного мозга человека и многое другое (подробно об этом читайте в следующих статьях цикла), что в комплексе даёт навык быстрого чтения без потери смысла прочитанного! Это очень важно и это действительно так!
Если Вы до сих пор сомневаетесь в том, нужны такие уроки Вам или Вашему ребенку, то прочитайте остальные наши статьи на эту тему (ссылки будут ниже, по мере выхода статей). В них мы показываем комплекс заданий, которые используют на реальных уроках учителя.
Что дают ребенку занятия скорочтением?
Из прочитанного выше уже стало кое то понятно, но мы всё же сделаем резюме. Скорочтение развивает у ребенка (взрослого) следующие навыки:
- внимание
- усидчивость
- зрение
- память
- правое и левое полушарие
- развитие речи
- тренирует мелкую моторику
И естественно, скорочтение учит читать быстро! Важно, что читая быстро по этим методикам, чтец не теряет смысл прочитанного, помнит все детали из текста и может в подробностях пересказать его.
Что дают ребенку занятия скорочтением?
- Скорочтение улучшает память и воображение
- Быстрое чтение развивает мышление ребенка во всех его формах
- Улучшает дикцию и артикуляцию
- Способствует улучшению успеваемости в школе
- Скорочтение улучшает концентрацию внимания и усидчивость, помогает меньше отвлекаться на уроках
- На ментальном уровне скорочтение помогает понять любой текст, проанализировать, выделить самое главное и пересказать прочитанное
- Быстрое чтение развивает способность мозга усваивать большие объемы информации
- Увеличивает скорость чтения в 5-10 раз
Очень надеемся, что эта статья помогла Вам разобраться в вопросах относительно скорочтения, его пользе для детей и взрослый. А если остались вопросы, пишите их в комментариях ниже, мы постараемся осветить их в следующих статьях из этого цикла.
Уважаемые читатели, это первая статья из цикла “Скорочтение – что это и зачем нужно?”. Ниже вы найдёте ссылки на все статьи этого цикла. В них мы подробно говорим про методику скорочтения, показываем множество примеров заданий и многое другое.
Кстати, прочитав полный цикл статей на эту тему Вы легко сможете заниматься со своим ребенком дома! Успехов Вам! Ждём Вас снова!